Предупреждение: текущая версия браузера устарела и может работать некорректно. Рекомендуется обновить версию до актуальной

О ЧУВСТВАХ РЕБЕНКА 


Очень часто родители, обращаясь ко мне за помощью, жалуются на плохое поведение ребенка. И запрос их звучит так: «Сделайте что-нибудь, чтобы он ЭТОГО не делал!» или «Сделайте что-нибудь, чтобы он делал ТО-ТО и ТО-ТО». Но ребенок – не робот. Он такой же человек, как и взрослые, только меньше и беззащитнее. И у него есть ПРИЧИНЫ, по которым он делает ЭТО, и по которым он не делает ТО-ТО и ТО-ТО. И эти причины достаточно весомы. И без понимания и изменения этих причин добиться желаемого родителями поведения очень сложно и травматично для ребенка. Потому что, как я уже упоминала, ребенок не робот! Вот что пишет об этом известный детский психолог М.Светлова: «Одна хорошая «ответственная» мама, воспитывающая сына, жаловалась, что ребенка не заставишь сесть за уроки, что он невнимательный и безответственный. Она видела, что у ребенка нет интереса в учебе, что он предпочитает смотреть мультик или играть, чем делать домашнее задание, что его не добудишься в школу. Она видела поступки ребенка, и поступки эти ей не нравились. 

И она боролась с поступками — заставляла бросать интересную игру и сесть за уроки. Дотошно проверяла написанное и заставляла по пять раз переписывать. Запирала ребенка в комнате, пока не сделает уроки. Не пускала гулять во двор. Отказывала в сладком, потому что не заслужил своим безответственным отношением к учебе.

Но почему ребенку уже в первом классе не хотелось идти в школу? Его чувство неуверенности, страх перед учительницей, ссора с мальчишками-одноклассниками, отчего он чувствовал себя одиноким и отвергнутым в классе, — все это оставалось невидимым для нее. И ее ребенок оставался со всем этим — одинокий и отвергнутый еще и ею. 

И когда она вывалила на меня все свои чувства по этому поводу — свое возмущение, негодование, свое разочарование в ребенке, свое отчаяние от собственного бессилия, просто свою усталость и расстройство — я не могла удержаться, чтобы не сказать ей: 
— Сколько чувств вы испытываете! И как вам нравятся ваши чувства! Как вы видите свои чувства! Как ваш фокус внимания направлен на ваши собственные чувства! А где чувства ребенка? А что вы знаете о них? Что чувствует ваш ребенок, если он не хочет идти в школу? 

И мама — не могла ответить. Потому что действительно видела одни только внешние проявления ребенка, и обращала внимание только на свои собственные чувства!»

Это естественно для любого человека – в первую очередь обращать внимание на собственные чувства. И чаще всего накопившиеся собственное недовольство, тревога и бессилие родителей являются толчком для обращения к психологу. Но без понимания причин поведения ребенка практически невозможно изменить ситуацию. Потому что дети – живые существа, тоже испытывающие разные чувства. И они любят нас, родителей! И чаще всего их плохое поведение вызвано вовсе не желанием доставить нам дискомфорт.

Ребенок плохо ведет себя, когда чувствует себя плохо! «Чувство одиночества заставляет его совершать какие-то поступки, чтобы привлечь к себе внимание и как много среди таких поступков — плохих, глупых, поспешных! Его чувство ненаполненной ценности и значимости — заставляет совершать какие-то выходки, за которые мы потом его критикуем. Его желание быть любимым, принятым — влечет его в отношения (иногда далеко не лучшие!), к людям (иногда далеко не лучшим!) Его усталость или просто плохое настроение, недовольство собой — приводит его к «плохому поведению», к тому, что мы, взрослые, называем капризами, «мотанием нервов»[Светлова]

И с чувствами детей и родителей, и с причинами поведения поможет разобраться психолог. В безопасной обстановке, относясь одинаково уважительно к обеим сторонам, квалифицированный специалист сможет помочь увидеть ситуацию по-новому и наметить пути выхода из нее. Этот процесс всегда очень индивидуальный, в зависимости от семьи. Это может занять и пять, и десять встреч. А иногда достаточно одной-двух консультаций, чтобы родители и дети услышали друг друга и изменили положение вещей. Главное, увидеть друг друга и понять!

Желаю всем детям и родителям взаимопонимания и любви!

И.В.Столярова